19.02.2017

Отпуск. Эпизод 2. Таганай.

После успешно проведенного курса MTCNA и недели недосыпания и жуткой усталости и мы решили снять эту усталость небольшим походом на Таганай. Это наш первый зимний поход длительностью больше одного дня. В планах было дойти до Гремучего ручья, заночевать там, сходить на Откликной и уйти домой.

Предварительно забонировали два места в приюте Гремучий ключ (800 руб/человек за ночь). Надо сказать, что по умолчанию предлагают место в большом домике с центральным отоплением, хотя есть и более дешевые места (например, в отапливаемой палатке за 150 руб/чел). Но мы шли впервые, поэтому согласились на первое же предложение.

18 февраля в 9-00 мы выползли из дома и двинулись в сторону Златоуста. Немного поплутали по городу и в 13-00 уже были на центральной усадьбе, где оплатили наше прибытие в нацпарк и двинулись дальше.

Погода выдалась прекрасная: -12 градусов, солнечно. Надо сказать, что больше всего мы боялись заметенных троп, так как в прошлом году пытались дойти до Б.Увана, что в парке Зюраткуль и, провалившись пару раз по пояс, поняли, что не получится. Тропы в Таганае вытоптаны сотнями людских ног и довольно жесткие. Но сделав шаг в сторону проваливаешься по пояс и без посторонней помощи выбраться непросто.
Таганай. Тропа.

Направились в сторону Белого ключа. Как всегда на этом участке встретили много народу. Сделали привал на р. Большая Тесьма, выпили чай, заботливо заваренный ещё в Челябинске и двинулись дальше.
Большая Тесьма. Фото с мостика.

По пути встретили зайца
Заяц

До Белого ключа (6 км) дошли за полтора часа неспешного хода с одной передышкой 10 мин. На Белом как всегда куча народа. Нас встретили туристы, три кошки и три собаки.
Таёжные кошки
Белый ключ

Выпили чай, перекусили суджуком (это такая колбаса - очень легкая и калорийная) и двинулись дальше в сторону приюта Гремучий ключ. До Гремучего есть две тропы - через курумники (2,5 км) и в обход курумов (3 км). Вывихнуть ногу на скользких валунах, покрытых снегом, казалось не лучшей идеей в дали от цивизиции, поэтому выбрали дальнюю дорогу.

По пути открываются великолепные виды на двуглавую сопку.
Двуглавая сопка
За 40 минут дошли до приюта. Из них 10 минут пыхтели на очень крутом подъёме длиной 700 метров. Зимой идти в Таганайские высоты гораздо легче, чем летом - нет острых камней и корней под ногами.
Гремучий ключ

Нас встретил хранитель приюта и показал наш ночлег. В приюте уже были люди. сзади нас тоже шел народ. Мы разместились и решили сходить до Митькиных скал, что в полутора километрах от приюта. Тропа уже не столь хоженая, но идти легко, хоть и в гору.

Чем выше в гору - тем заманчивее пейзажи. Красота неописуемая! Тут уже больше ветра, чем в низине, поэтому тайга с низу до верху завалена снегом. Снег везде - на каждой веточке, на огромных деревьях, на валунах. Именно тут начинаешь понимать, что вокруг тебя только тайга, горы и снег. Много снега.
Снежная тайга
Деревья, словно уставшие странники.
Странники
Покосившись, идут своей дорогой.
Снег
Взбираемся выше. Тут уже очень ветренно. Хоть на улице и всего минус 12, ветер обжигает лицо, а ведь он ещё очень слаб по местным меркам.
Путь наверх
За 40 минут прошли полтора километра и наслаждаемся великолепиями Урала. Открывается шикарнный вид на Средний Таганай и высоту Монблан (левее).
Средний Таганай и Монблан
Ну как можно втыкать в телевизор, когда всего в 150 километрах от тебя такое.

Перекусили бананами на высоте 1020 метров и, довольные и уставшие пошли устраиваться на ночлег.
Юлёша
По пути встретили женщину, в руках которой был фотоаппарат с огромным объективом. Ей оказалась Елена Белозерова - член Вологодского филиала Русского Географического Общества. Она двигалась на Митькины, чтобы сделать шикарные фото Таганая на закате. Теперь не терпится увидеть фотографии этого чуда, сделанные руками настоящего фотографа.

Вернулись к приюту и начали готовить еду. Ради чистоты "зимнего" похода, еду готовили на улице. Начитавшись форумов, я боялся, что газ не будет гореть зимой. Но, видимо, была не столь низкая температура и мы не заметили ухудшений в работе горелки. Сделали кашу из 200 грамм ячменных хлопьев и балыка из конины.

Кто-то скажет, что у нас необычные вкусы =) Это пришло исходя из опыта летних походов, когда мы, не имея опыта, тащили на горбах по несколько банок тушенки и гречку с макаронами. Получалось вкусно и сытно. Но тащить на горбах по две банки тушенки на день в трёхдневный поход - то ещё веселье. Поэтому в этот раз пошли налегке. Список еды и снаряжения приведу в конце поста.

А ещё нам повезло! У нашей баньки было окно во времени, и нам удалось сходить попариться в настоящей таёжной бане.
Баня
Правда, в купель прыгнуть мы не рискнули.
Купель
Чтобы понимать масштабы снега: летом купель высотой мне по шею - примерно полтора метра. В купели самая настоящая горная родниковая вода. Здесь вытекает тот самый Гремучий ключ, в честь которого назван приют.

Вдоволь напарившись пихтовым!!! веником, двинулись распивать чай. Вы не представляете, насколько классно париться пихтой. Аромат в бане стоит непередаваемый! Проснувшись утром после бани, всё ещё ощущаешь на себе запах пихты. Именно поэтому мы купили в Златоусте в Mr.Venikoff веники в подарок на 23 и 8. Привет, родственники! ;)

Единственный минус у газовой горелки - чай получается без дымка. Зато очень быстро  и не надо махать топром и материться на ветер.
Готовим чай
Синим пламенем

В 20-30 мы уже были готовы ко сну. Из плюсов большого домика - не надо заботиться об обогреве. Весь дом отпаливается от одной печки, которой управляет хранитель приюта. Очень добрый и отзывчивый человек, которого мы помним ещё с лета. Тогда он поучал мальчишек из Перми, ходивших по Таганаю классом, за то, что они обдирали кору у деревьев для растопки костра. Мужик добрый, справедливый и отзывчивый! Надо сказать, что все люди, встреченные нами в Таганае, да и в других природных местах, чуть дальше от "попсовых" мест, оказывались такими, на которых можно положиться и оставить палатку, набитую недешевыми туристическими вещами на сутки без присмотра. Туристы - отзывчивый народ - всегда помогут, подскажут и дадут топор =)

Скрасить наш сон позвали местную живность - нет, не медведя, а воспитанную сиамскую (или не сиамскую) кошечку. Она почти не лезла на стол и не пыталась нарушить наш сон, а с рассветом попросилась на волю. Но уснуть быстро не удалось - в соседней комнате были прекрасные певцы (видимо, из Златоуста). На долю секунды появилось возмущение - они мешают нам спать. Но возмущение быстро переросло в удовольствие. Как они пели! А какие песни! Стоит заметит, что львиная часть посетителей нацпарков- люди в возрасте за 50. Они не боятся поднять пятую точку и идти в горы. Ведь это на самом деле не так уж сложно и даёт хорошую прибавку к здоровью. А на Нургуше мы видели мужчину лет семидесяти с мелким внуком за спиной. Он тащил ребенка прямо на рюкзаке с провиантом. А Нургуш, на секундочку - это 16 километров в гору и 1406 метров над уровнем моря!

В 6 утра альпинисты, ночевавшие в одной из комнат нашего домика стали собираться в путь. Ещё не было даже сумерек, а они двинулись в дорогу. Скорее всего, ребята тренируются на Откликном.

Около 8 встали и мы. Шел снег. По плану было прогуляться до Откликного гребня, но мы побоялись снега и ветра - тропы могли исчезнуть, а мы - остаться зимовать в тайге.
Вид из нашего окна
Было решено позавтракать овсяной кашей и печенюшками со сгущенкой и тронуться в сторону Белого ключа. Народ уже выходил. И до нас, и после. Да и снегопад был не сильным, поэтому наш страх оказался лишним - тропы были не хуже, чем вчера. На снегу мелькали надписи Брест, Смоленск, Миасс. Мы тоже оставили недолгоживущее напоминание о себе.
Mikrotik-ninja.ru
Дошли до Белого ключа и решили подняться на двуглавую сопку. Благо времени у нас навалом.
Снег везде
Полтора километра ОЧЕНЬ крутого подъёма и мы на первой ровной площадке. Ещё метров 300 и мы окажемся на вершине. Ветер здесь - будь здоров. Дуло так, что если расправить руки - можно улететь =)  Но, пройдя чуть выше, на пути у ветра встают скалы  и он исчезает.
Двугавая сопка

Перья
По пути вниз нам попалась коммерческая группа из Челябинска. Их привезли сходить на Двугавую - программа минимум на Таганае. Неожиданно, встретил среди них сестру, с которой уже 4 года живем в одном городе и никак не можем выделить время на встречу. Вот такая вот круглая земля. На Белом уже куча народа. Тут всегда яблоку негде упасть, т.к. дойти до приюта довольно легко (6 км без особых перепадов) и уже можно насладиться природой. Есть в этом и минусы - люди не ценят всей красоты, доставшейся им с малыми усилиями. Надо заметить, что чуть дальше от Белого и уже совсем другие люди и отношение к природе.

Теперь немного о снаряжении.
  • Я ходил в туристских ботинках Gravel (не помню модель, но цена самая демократичная. Брал в Родоните), которые прошли испытания летом в пещерах и на Таганае, Зюраткуле. Зимой они показали себя очень хорошо. Одевал две пары носков - тонкий и толстый. Не замерз, не промок.
  • Куртка - сноубордичексая Quicksilver.
  • Штаны - сноубордические noname.
  • Остальное все обычное - нетуристическое.

• Горелка GoSystem GS2104, купленная в Триале за 1360.
  • Газ GoSystem G2500 Butane-isobutane-propane
  • Котелок Saxifraga 16 1L

Из еды брали на сутки с небольшим:
  • полбулки белого хлеба
  • 300 мл сгущенки
  • 200 грамм ячменных хлопьев
  • 300 грамм печенья "рыбки"
  • 150 грамм суджук (колбаса) из Ленты
  • 300 грамм балык конский из Ленты
  • кофе на 4 кружки
  • 10 пакетиков чая
  • соль
После наших весенних плутаний по Аракулю я всегда беру с собой несколько коробков спичек (туристские и простые), нож, фонарь. Без всего этого ну очень страшно сбиться с пути. Хотя, зимой это нам бы не особо помогло, но всё же, с этим спокойнее.

Вот таким  замечательным походом выходного дня мы завершили свой отпуск и уверены, что ещё не раз вернемся на Таганай за эмоциями и здоровьем! А как тут дышится!